Мои разработки

Формирование  экологических, познавательных и исследовательских навыков учащихся

Цель: экологическое воспитание учащихся.
Задачи: воспитывать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает
 - повышение общего уровня экологической культуры;
- развитие познавательных, разносторонних творческих способностей;
- воспитание любви к окружающему миру и желание беречь и охранять природные богатства Земли;
- знакомство с природным миром Удмуртии и Сюмсинского района
- воспитание чувства ответственности и гордости за результаты своей работы.

                           Этапы работы 

 1. Подготовительный:
а)  Подбор литературы по данной теме;
б) Посещение библиотеки для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям;   
в) Чтение журналов и газет, выписка отдельных тезисов;
г) Просматривание интернет ресурсов и копирование нужного материала по данной теме.
 2. Основной:     
а) Сбор материала к уроку и написание чернового конспекта мероприятия или  урока;                                 
б) Изготовление карточек, раздаточного материала;                                              в) Подбор работы художников, картины;                                                                г) Портреты писателей и учёных к уроку или мероприятию;
д) Составление презентации к уроку или мероприятию.
е) Анализ газетных статей, связанных с темой урока, статистика фауны Удмуртии и Сюмсинского района.
3. Заключительный:
 а) Анализ проведённого урока или мероприятия.                                                   б) Оформление материала для участия в конкурсе или для публикации в журналах или в газетах.
в) Оформление проведённых мероприятий и уроков
г) Оформление сборников, составленных  учащимися.
д) Анкетирование, мониторинги.

              Сроки выполнения каждого этапа работы
      Для выполнения  достаточно сложной работы в основном уходит месяц.
Составление тезисов, подготовка кроссвордов, загадок, пословиц, рисунков, презентации к мероприятию, к празднику или к открытому уроку. Написание черновой работы, а потом оформление данной работы.
      Подготовка к классным часам, беседам, развлекательным мероприятиям, турнирам, викторинам, игровым конкурсам  достаточно недели.

          Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы
    Проведены такие мероприятия:
     1. Чтение литературы по данной теме, журналов, статей из газет.
     2 Чтение энциклопедической литературы.
3.Литература (методическая, научно – популярная, публицистическая, художественная).
4.Презентации о животных,
5.     Фильмы о природе.
6.Конкурс загадок о животных.
7.Конкурс сочинений о животных.
8.     Изготовление кормушек для птиц.
9.      Уход и кормление птиц.
10. Сочинение стихов о животных.
11.                        Чтение статей ведущего специалиста – эксперта Управления охраны фауны В. В. Ивахненко о статистике «Благоприятная среда обитания животных», «Фауна Сюмсинского района».
12.                       Изобразить численность особей и добычу голов зверей в диаграммах.
13.                        Оформление листов о животном, куда входит описание, сочинение  и рисунок.
14.Подготовка к защите творческого проекта «Животные нашего края».
        15. Экскурсии, выставки, зоопарк.                                                                                                                                                Охрана природы – это одна из важнейших обязанностей каждого гражданина нашей страны. Вот почему формирование личности каждого человека включает в себя  как необходимую составную часть: первым шагом воспитание в нем правильного отношения к природе. Природа – огромный  источник духовного и физического развития человека. Природа  обогащает нас новыми знаниями и впечатлениями, помогает в изучении целого ряда школьных предметов.
        Успех в современном мире во многом определяется способностью организовать свою жизнь как  проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
             Первым шагом в экологическом воспитании учащихся стала работа кружка «Весёлый фантик». Прежде чем организовать кружок, была проведена большая воспитательная работа. Решение было однозначное, что на кружке мы сможем хоть чуточку помочь нашей природе.  Во – вторых, это и развитие фантазий, в – третьих развитие мелкой моторики пальцев рук. Участие в районном конкурсе «Зеркало природы» нас воодушевило, мы получили первый похвальный лист за успехи в Республиканском конкурсе работ учащихся,  вручено первое благодарственное письмо за успешную подготовку участника к Республиканскому конкурсу.  От Центра Детского творчества вручается диплом как руководителю и участникам. Было немало грамот.                                       Затем стали принимать участие в Российском конкурсе «Экология. Творчество. Дети».  8 раз приняли участие в этом конкурсе, нынче также высланы работы. Создана эмблема нашего кружка: весёлое растение и улыбка на лице девочки вызывают радостные чувства за любимую и богатую нашу природу. Создали много ярких интересных поделок. Сотрудничаем с библиотекой имени В.Г. Азина  города Ижевска. Приняли 2 раза участие в выставке в этой библиотеке. У них очень было много посетителей в эти дни и написано 39 отзывов. Два отзыва хочется процитировать: «Мы удивлены и восхищены вашим увлечением и фантазией, вашим умением видеть необычное в обычном. Понравились оригинальные поделки и изделия. Спасибо Вам за ваш кропотливый труд. Желаем Вам дальнейших успехов в работе! С благодарностью ученики 2 в класса школы №80».  «Шёл по коридору, даже заглянуть не хотел. А тут такое чудо! Очарован. Всё сфотографировал. Покажу матери, дочерям. Молодец, так держать». Корепанов, Балезинский район.                                                                                                                                  Работу нашего кружка приезжало снимать Удмуртское телевидение. Наши поделки были выставлены в Кильмезской сельской библиотеке и в Сюмсинской центральной районной библиотеке. Такой костюм из фантиков был подготовлен на межрайонный семинар, который не состоялся.
           В районном конкурсе «Русская игрушка» Обухова Аня заняла первое место и стала обладательницей замечательной футболки от партии «Единая Россия».
Приняли участие  в Республиканском конкурсе «Планета открытий – 2011» был описан урок с использованием ИКТ  и также внеклассное мероприятие с использованием ИКТ, отмечены работы сертификатами. Сочинения, написанные ещё в 4 классе,  были посланы на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма», работы отмечены Благодарственным письмом.  Сочинение о семье в конкурсе «Семья – основа государства» во Всероссийском конкурсе отмечено Благодарностью. Оба вида сочинений затрагивают тему о природе, животном мире и об экологических проблемах родного края. 18  учащихся приняли участие в Республиканском конкурсе «Социальная экологическая реклама», где представили рекламы с элементами отдельных этапов урока. Такая работа не только расширила информационное пространство учащихся, но и способствовала формированию у них экологических понятий окружающего мира, необходимых в окружающем нас мире. Все работы отмечены Благодарственными письмами. Дипломом отмечено участие во Всероссийском конкурсе «Лучший учитель – мой!»

       Приняли участие в республиканском конкурсе творческих работ «Расскажет герб о символах природы» и работа отмечена дипломом.
     Написаны 6 исследовательских работ, три из которых были  выбраны для участия на районной конференции. В 2011 году на районной конференции
Лаухина Аня заняла 3 место и отмечена дипломом. Приняла участие на межрайонной научно – исследовательской конференции «Шаг в будущее» и стала лауреатом конкурса.

      Напечатаны мероприятия в газете «Педсовет» и «Школьные игры и конкурсы»- это виктрина «Птицы», игра «Ход конём», «Викторина по сказкам», мероприятие «Вместе учимся мастерить», праздник «День смеха», урок по окружающему миру «Подготовка зверей к зиме». В журнале «Начальная школа» к дню знаний - праздник для первоклассников и статья «Наш кружок «Весёлый фантик», в газете «Педсовет»- урок по окружающему миру «Бобры и ондатры» 2011 году, также этот урок находится на диске «Педсовет комплект 11/ 2011», который пришёл с газетой «Педсовет».
         Участие в конкурсах  районной газеты «Моя малая родина» с рассказами «Чудная картина воспоминаний» и «Удивительная прогулка», а в конкурсе «Однажды…» -                  2 место.                                                                                            
      Проводится большая работа с родителями. В создании двух сборников активно приняли участие родители. Дети вместе с родителями сочинили стихи о себе и о правильном питании. Третий сборник «Защитим наше зелёное богатство создали под моим руководством. Сборники «Классная азбука» и «Вкусная азбука» подарены в детскую библиотеку. Сборник «Защитим наше зелёное богатство» состоит из сочинений, которые написаны на Всероссийский конкурс «Лучший урок письма - 2011» в новой номинации с жанром: «Вообразите себя деревом, растущим в лесу. Напишите кому – нибудь письмо и объясните, почему так важно защитить леса». Наши работы отмечены благодарственным письмом.
          В этом учебном году приняли участие в выставке «Сад и огород», 12 учащихся получили грамоты и небольшие призы.                                                      Главное управление МЧС России объявил конкурс сочинений «Сказка о спасении сказочного героя» для учащихся начальных классов. 5 сочинений написано учениками.  Проведены мониторинги по численности особей и их добычи по годам. Идёт увеличение популяции животного мира на территории Удмуртской республики и на территории Сюмсинского района по данным ведущего специалиста – эксперта В. Ивахненко. Проводится работа по созданию сборника «Животные нашего края». Копию нашего сборника  решили подарить детскому саду «Берёзка».  Творческий проект защитим в марте.
         Ведётся работа по новым стандартам ФГОС. На каждого ученика заведены «Дневники достижений». Это новизна и актуальность для современной школы: в тестах нашла отражение концепция нового Федерального государственного стандарта начального общего образования    (компетентностный подход, дифференциация заданий по уровню сложности). Все варианты единообразно структурированы: они содержат задания трёх уровней сложности – базового, повышенного и высокого (части А, В, С). Комплексные тесты позволят в конце 2 –го класса осуществить промежуточную аттестацию учащихся, а в начале 3-го – провести стартовую диагностику знаний.                                                                                                                      Данные результаты теста показано в таблице .
               Учащиеся справились  хорошо и повышенным уровнем и высшим уровнем сложности.
    Мониторинг качества знаний обучающихся в 4- классах  и во  2- классах. 
Качество знаний учащихся 4 класса достаточно хорошее к переходу  в среднее звено. Во втором классе  результат хуже, потому что учимся анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно ставить цели урока и оценивать результаты своего труда.
       По выступлению можно подвести итоги:
Работа проведена большая. Есть результаты – это участие в школьных, районных, республиканских конкурсах, выставках, выступление на конференциях, секциях и семинарах с докладами об экологическом воспитании учащихся.

Выступление на районном семинаре «Информационные технологии в обучении младших школьников».
Выступление на межрайонном семинаре «Инновационные способы повышения качества сельского образования».
Участие в районном семинаре и за подготовку театрального выступления детей на экологическую тему.
Выступление на районном семинаре «Традиции и инновации в образовании»
с темой «Творенье рук – души творенье»
Выступление на секции «Формирование основ экологической культуры и краеведческих знаний».
Представление опыта работы на районной конференции «Развитие педагогического потенциала, как фактор обновления качества образования».
За творческое выступление на районном семинаре для воспитателей детских садов». Метод проекта – начальная школа, детский сад».
За активное участие на межрайонной конференции «Знание. Исследование. Опыт» с докладом «Творенье рук – души творенье».

                         Приложения
1.     Сценарий мероприятия – наши пернатые друзья»
2.     Презентация к сценарию.
3.     Азбука «Цветы – бесценный дар природы».
4.     Работа кружка «Весёлый фантик»
5.     Сборник «Защитим наше зелёное богатство»

6.     Сборник «Животные нашего края»


            Праздник первой оценки. 2 класс                                                                                                                                                                                                             Учитель. Здравствуйте, дорогие второклассники и уважаемые родители!                     Я очень рада видеть вас в нашей прекрасной школе!
Играми весёлыми отшумело лето.
Позади остались сборы у костра.
Сколько троп исхожено, сколько песен спето.
И опять осенняя подошла пора.
Ветер листья жёлтые оборвал с акаций.
Парус туч лохматых поднял небосвод.
Всем ребятам в школу нужно собираться.
Всюду наступает вновь учебный год.
Да, сколько впечатлений от яркого лета! Но сегодня праздник
праздник знаний. Это праздник для всех и для каждого. Нет в стране человека, которого он не касается. А вы уже стали второклассниками. За лето вы выросли и сильно отличаетесь от тех малышей, которые переступили порог нашей школы сегодня.
Второй класс! Второй класс!
Сколько грамотных у нас? (дети отвечают)
У кого в порядке книжки и тетрадки?
Чем второй класс будет отличаться от первого?
Сегодня наш классный час необычный и посвящён отметкам.
- Что это такое отметка?
- За что её выставляют?
- Какие отметки бывают?
- Как связаны отметки и знания?
Выступления учеников 

1. Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Видят, видят лодыри: из ворот
Хмурый и оборванный кот идёт.
2. Спрашивают лодыри у него:
- Ты чего нахмурился, отчего?
- Мне, коту усатому, скоро год.
И красив я
, лодыри, и умён,
А письму и грамоте не учён.
З. Школа не построена для котят,
Научить нас грамоте не хотят.
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Не полить без грамоты, не поесть,
На воротах номера не прочесть!
4. Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый скоро год.
Учат нас и грамоте, и письму,
А не могут выучить ничему.
Нам учиться, лодырям, что-то лены.
На коньках катаемся целый день...
5. Отвечает лодырям серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год,
Много знал я лодырей вроде вас,
л с такими встретился в первый раз!
Я надеюсь, что лентяев, лодырей среди вас нет, а потому ленъ не будет препятствием для получения хороших отметок, думаю, что отметки в нашем классе будут всегда хорошими, а для этого работать надо всегда внимательно, старательно, и тогда вы почувствуете радость  своего труда. Сейчас мы разделимся на три команды и проверим, как мы готовы внимательно, старательно трудиться.
Выполнение конкурсов-заданий 

Задание 1. Каждой команде даётся скороговорка. Надо вместе дружно её
произнести (хором) З раза.
1 -ая. Баран Буян залез в
бурьян.
2-ая. У пенька опять пять опят.
З-ая, У ежа и ёлки иголки колки.
Молодцы! А сейчас следующая проверка. Сегодня утром, когда я торопилась в класс, мне вручили этот конверт. Давайте прочитаем, что на нём написано.
(Читает командир класса)
Очень интересно узнать,
что написало в письме. (Открываю конверт, читаю).
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд

Превратятся буквы в слово,
И с тобой
заговорят.
А дальше что-то написало на трёх листочках. Попробуйте расшифровать эти слова. 

Задание 2
1-ая ВОКАИД (двойка)
2-ая ВЕТЁРКАЧ (четвёрка)
З-я
ТЁКЯРАП (пятёрка)
Итак, вы отгадали слова. Они обозначают не только
цифры, но ещё и отметки, Я надеюсь, что нашими гостями будут только <(5» и «4». А к нам сегодня пришли
Выходят ученики и читают стихотворения.
Смотрите, я
красивая какая. ‘‘Двойка
А шея у меня, как
запятая,
И голова моя красива тоже

Я так на лебедя похожа.
Любой ребёнок двойке рад,
Все
двойку получать хотят.
Ведь я не заставляю их учиться,
Всем разрешаю я лениться.
Учитель. Не говори нам ерунду,
Здесь все приучены к труду.
И мы с пятёркой твёрдо знаем,
Что
в нашем классе нет лентяев.
Я
рада подружиться с вами, .<‘Пятёрка
Надеюсь, станем мы
друзьями.
Мы ими станем сразу и надолго,
Украсят ваш дневник пятёрки.
Труднее получить пятёрку,
Чем двойку или даже тройку.
Меня получите за знанья,
За труд, за
долгие старанья.
Ну, что ж, тогда пускай весь класс Вместе
Кого-то выберет из нас.
Учитель, Я надеюсь, вы не будете долго выбирать. Нам нужна только отметка (пять). А ещё Мудрая Сова прислала в конверте загадки. Но отгадку надо не сказать, а показать,
изобразить.
1-ая. Если сломан карандаш

Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу

Быстро, остро затону.
2-ая. Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь,
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
3-я. Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш.
Учитель. А теперь пришло время позаниматься математикой. Я видела, что в конверте есть и задания на счёт.
1-ая. Мы
большая семья,
Самый младший
это я.
Таня есть, и Вася есть,
Юра, Шура, Зина, Маша
И Наташа тоже есть.
Сколько нас в семье? (8)
2-ая. Посадила мама в печь.
для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вовы
Пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Сколько же пирогов испекла мама? (8)
З-я. В зоопарке я бывал,
Обезьянок там считал:
две играли на песке,
Три уселись на доске,
А четыре спинки грели.
Сколько всего обезьян я насчитал в зоопарке? (9)
Учитель. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Я думаю, вы будете уверенно шагать по дорогам страны Знаний. И получать только хорошие отметки. А сейчас послушаем как можно этого достигнуть.
1. Особой тайны в этом нет,
Здесь есть единственный ответ.
К себе нам относиться нужно строго,
Не отвлекаться на уроках,
Стараться их не пропускать,
Всегда заданья выполнять.
2. И даже неохота пусть,
Все правила мы учим наизусть.
Кто требования эти выполняет,                                                                                      
  Всегда одни пятёрки получает. 
Учитель, Я думаю, что мы будем выполнять требования так, чтобы в наших дневниках и
тетрадях пестрели
«5» и «4». А напоследок поиграем в игру «Наоборот», которую нам предложил Джон Чиарди. Слушайте внимательно и вставляйте нужное слово.
А вот прощальная игра,..
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь: (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: <((близко)»
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь:»(пол)»
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты: «(нашёл)»
Скажу тебе я слово <(трус»,
Ответишь ты «(храбрец)».
Теперь начало» я скажу,                                                                                                                     
Ну, отвечай: «(конец)»!
.А это что такое? Кто – то  прислал вам посылку?  ( вылезают 1, 2, 3 все товарищи мои)                                                                                                                                                                                                                                               1.Мы ужасные создания                                                                                            Мы способны на любые злодеяния                                                           2.Даже самая прекрасная фантазия                                                                   Не представит наши безобразия
Чтобы двойки, тройки и колы исчезли.                                                                 Надо хором правильно отвечать.

1.     Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу (ученик)
2.     Очень скоро встретит вас
Ваш просторный светлый (класс)
3.     В коридоре топот ног.
Кто зовет всех в класс (звонок)
4.     Если все ты будешь знать
То получишь (пять)
5.     Если будешь знать едва
То получишь (два)
6.     Веселятся Коля, Лена
Это значит (перемена)
А в посылке ещё что – то есть?                                                                        Но я их вам не отдам.
Почему? Потому что у вас документов нет?
Учитель. Разве у нас нет документов?
Ученики. Есть – это наши дневники!
                 Тогда забирайте.
Учитель. Давайте посмотрим что там
. Пятерки – оценки отличные
Мы несем вам знания свои
Открывая вам двери в науку,
Мы и в жизнь открываем вам дверь
.Мы четверки, мы поможем вам ребята
Жизнь красивую прожить
Мы научим, мы научим вас, ребята
Подвиг в жизни совершить
Мы откроем, мы откроем вам, ребята
Мир свершений и чудес
Чтоб жизнь была и светлой и богатой
              Бодро и уверенно
     Школьный год мы начали
     Много интересного
     Ждет нас впереди

С каждою страницею
С каждою задачею
С каждою отметкою
Будем мы расти

     Дорогие наши мамы и папы,
    Дорогая Нина Леонидовна
    Мы обещаем вам учиться
   Чтобы нами вы могли гордиться
    Чтобы все уметь и много знать.

 Классный час наш на этом закончен. Всего доброго, второклассники!

                          Шуточная викторина

Конкурс одноразовый, вопросы можно придумывать самые разные, главное чтобы было смешно и ответы были неожиданными. Примерные вопросы приведены ниже.

1. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный).
2. Какой месяц короче всех? (Май - три буквы).
3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить).
4. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви).
5. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух).
6. На какой вопрос нельзя ответить "да"? (Вы спите?).
7. На какой вопрос нельзя ответить "нет"? (Вы живы?).
8. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).
9. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).
10. Как можно поместить два литр молока в литровую банку? (Надо из молока сварить сгущенку).
11. Что становится больше, если его поставить вверх ногами (Число 6).
12. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы).
13. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка).
14. Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
15. Без чего хлеб не испечь? ( Без корки).
16.  Что будет делать ворона, прожив три года?  ( Будет жить четвертый).
17.  В каком году люди едят более обыкновенного? (В високосном).
18. Что теплее шубы? (Две шуб).
19. Как можно пронести воду в решете? — Замороженную.
20. Когда человек бывает рыбой и когда рекой? Карп и Нил- Когда в пустом кармане что-нибудь да бывает? — Когда в нем дыра.
- Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? — Когда дверь открыта.
- Когда лес бывает закуской?— Когда он сыр.
- Когда мальчика называют женским именем? — Когда он спит долго (Соня).
- У кого голова дорога? — У коровы: голова да рога.
- Сколько на березе яблок, если восемь сучков, на каждом сучке по пяти яблок? — На березе яблок не бывает.
- Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? — Надо подождать, когда птица улетит.
- На что больше походит половина апельсина? — На другую половину.
- На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? — На мокрое.
- На каких полях трава не растет? — На полях шляпы.
- Сколько яиц можно съесть натощак? — Одно. После первого уже не будет натощак.
- Каким гребнем голову не расчешешь? — Петушиным.
- По чему утка плавает? — По воде.
- Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. — Позавчера, вчера, сегодня, завтра и послезавтра.
- Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? — Спит.
- Каких камней в море нет? — Сухих.
- На какой вопрос нельзя дать положительный ответ? — Ты спишь?

                    Беседа о правильном питании

                                           Животные кормятся, люди едят;
                                           Но только умные люди умеют есть.         А Брилья - Саварен

Цель: познакомить  правилами здорового образа жизни и полезными продуктами, которые помогут вырасти здоровыми, сильными и красивыми.

       Чтобы вырасти сильным, красивым и здоровым нужно соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой и есть полезные продукты.
     Тема нашего мероприятия сегодня о правильном питании, поэтому мы с вами сейчас будем говорить о полезных продуктах.
    Полезные продукты  нужны человеку каждый день. В этих продуктах есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым.
 В народе недаром говорят: « Молоко не пьешь, откуда силы возьмешь».
В молоке есть все необходимые человеку вещества – белки. Жиры, углеводы. Многие животные выкармливают своих  детенышей молоком. Они так и называются – млекопитающие. Молоко всем полезно. Ведь в нем есть очень важное минеральное вещество – кальций, который необходим для роста костей и зубов. И белка в молоке тоже много.
     Угощайтесь молочком!
 Какое оно вкусное и сладкое. Почему у молока сладкий вкус? В нем есть углеводы. На стенках стакана остаются жирные капельки. Выходит, что в молоке есть и жиры. В молочных продуктах есть все питательные вещества.
          Есть такой прибор, называется сепаратор. С помощью сепаратора из молока получают сливки, сметану, масло. Вы помните сказку Л. Н. Толстого о лягушке, попавшей в кувшин с молоком?
    Отлично. Лягушка очень не хотела тонуть и, пытаясь удержаться на поверхности. Из всех сил перебирала лапками. Постепенно молоко превратилось в сливки, потом в густую сметану и, наконец, в масло. Вот лягушка и выбралась из кувшина.
    Интересно, а как молоко превращается в кефир. Кефир, творог, сыр – это кисломолочные продукты. В стакан с молоком добавляют закваску, в которой много бактерий. Бактерии же вредные. Эти бактерии называются молочнокислыми, они очень полезны. В стакане с их помощью молоко превращается в кефир. Такой кефир уже можно пить.
Для того, чтобы сделать сыр тоже нужны бактерии. Существует более 300 разных рецептов приготовления сыра. Это очень вкусный и полезный продукт.
Хотите, я тоже расскажу, как я варю сыр. Может, кто – нибудь воспользуется моим рецептом и будет готовить очень вкусный домашний сыр.
1.     Нужно, чтобы молоко скисло.
2.     Скисшее молоко ставим на плиту в кастрюле. Молоко сворачивается. Свернувшееся молоко выкладываем на дуршлак, чтобы жидкость вся вытекла.
3.     Оставшуюся массу выкладываем в сковороду. На огне из этой массы еще выделяется жидкость. Эту жидкость сливаем.
4.     Добавляем в эту массу чайную ложку сливочного масла, щепотку соды и соли, одно яйцо.
5.     Варим до появления  тягучей массы.
6.     Затем эту массу быстро вываливаем из сковороды в чашку.
7.     Когда эта масса остынет – сыр готов.
Вот так: каждый день к чаю готов очень полезный продукт – сыр. Быстро и очень вкусно.

        Как вы думаете. Почему о некоторых людях говорят: « Он мало каши ел»?                                                                                                                                       - Да, так говорят о слабеньких.                                                                                          Каша – это полезная еда, которая поможет стать здоровыми и сильными. Вы можете есть ее на завтрак.
- А из чего варят каши? Чтобы каша оказалась на столе, какие приключения   происходят с зернышком.
Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колос рос, набирался сил. В колоске стало много зернышек.. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу. А из крупы можно сварить кашу.
       Только каша не всегда бывает вкусной. Но ведь любую кашу можно сделать вкусной. Говорят: «Кашу маслом не испортишь».


           В нашей столовой готовят очень вкусные каши. Иногда,  кажется на вид не очень вкусная каша, но вы должны попробовать и поймете, что каша действительно вкусная и очень полезная.
           В нашем классе большинство детей теперь любят каши, потому что много раз говорили о полезных свойствах каши. Каждый день убеждаю, что без каши ни сил не наберетесь, ни знаний не будет.
Учащиеся 1 б класса с удовольствием и с аппетитом едят каши. Доказательство: вот здорово, что полезная пища поможет нам стать здоровыми.
   
Каши вы полюбили, а из чего получают крупы? Рассуждайте.
  
    
Пшеница – манная крупа, пшеничная крупа.
Просо – пшено.
Овес – овсяные хлопья.
Ячмень – ячневая крупа.
Рожь – ржаной хлеб.
    Первое блюдо лучше есть с черным хлебом или ржаным говорят.
Есть даже поговорка: «Плох обед, если хлеба нет». В черном хлебе очень много полезных веществ. Они нужны всем. Особенно детям.
      Соедини стрелками начало и окончание пословицы и прочитай их.
      Без хлеба                                             вода – матушка.
      Хлеб ногами топтать -                        не будет обеда.
      Без хлеба куска                                   всему голова.
      Покуда есть хлеб да вода -                хлеб на уме.
      Не будет хлеба -                                  везде тоска.
      Голодной куме -                                  все не беда.
      Хлеб –                                                  народу голодать.
      Хлеб – батюшка,                                 и медом сыт не будешь.
Действительно, плох обед, если хлеба нет.
В 1 б классе учащиеся бережно относятся к хлебу.
 Мы сочинили такое стихотворение.
                    Хлеб достался очень трудно,
                   Хлеб, друзья, беречь нам нужно.
                   Щи и каша аппетитны.
                   Ну, а с хлебом очень сытно.
              
Вот и наступило время обеда. Что выбрать на обед.
Сначала надо выбрать холодные закуски: разные салаты, винегрет.
Потом первые блюда – борщ, рассольник, бульон, овощные и рыбные супы.
На второе можно выбрать мясное или рыбное блюдо с овощным гарниром.
На третье – компот, фрукты, соки.
Мясо поможет тебе набраться силы. Рыба не только вкусно. Но и очень полезно. В рыбе есть вещества, необходимые для роста. И зубы у вас будут красивые, и все кости крепкие. Не зря в народе говорят: «Поешь рыбки – будут ноги прытки».
                        Как правильно есть
1 Во время еды не разговаривай и не читай.
2. Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом.
3 Не переедай! Ешь в меру.
Помни: «Когда я ем, я глух и нем». «Много есть – не велика честь: обжорой назовут».
 Чтоб хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу: запеканки, творог. Омлет, кефир, простоквашу.
Помни такую поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу»
                     А сейчас мы с вами поиграем.
 Правила игры: когда ты съедаешь не слишком полезные продукты, ты  теряешь ход или два.
  Зато когда ты соблюдаешь правила питания, съедаешь что – то полезное, богатое витаминами – ты получаешь дополнительный ход или сокращаешь дорогу.
    Для игры  потребуются три фишки и игральный кубик. Перед началом игры каждый участник выбирает, за какого героя он будет играть. Итак. В путь! Желаем удачи!


Подведение итогов.
                            Как сохранить здоровье
                     Чтобы быть всегда здоровым.
                     Бодрым, стройным и веселым.
                     Дать совет я вам готов,
                     Как прожить без докторов.
                     Надо спортом заниматься.
                     Умываться, закаляться,
                     Лыжным спортом заниматься
                     И почаще улыбаться.
                     Надо кушать помидоры.
                     Фрукты, овощи, лимоны.
  
              Спасибо, ребята, за такое веселое и доброе занятие. Вы многое узнали, многому научились. Узнали как стать здоровыми. Все советы, которые вам рассказали, старайтесь выполнять.

                 Литература.
М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. А. Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья М. ; ОЛМА – ПРЕСС, 2004
 М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А. Г. Макеева. Разговор о правильном питании. М.; 2004 


                Творенье рук – души творенье.
      
                                                              От иголки мало толка,
                                                                       Если без ушка иголка.
                                                                       Так и руки – без труда
                                                                       Не годятся никуда. 
                                                               ( Из немецкой песни)                                                                                        
         Формирование интереса и любви к труду – одна из основных задач воспитания детей.  В различных видах труда детей содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.
Работа с любым материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Изготовление игрушек,  разных поделок – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства.                                    
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
     Словами В. А. Сухомлинского нельзя не согласиться, потому что всеми педагогами, наверное, были проведены небольшие  исследования, которые утверждают, что если ребенок хорошо умеет выполнять поделки, изделия, то он умеет рассуждать, логически мыслить, пишет замечательные сочинения и прекрасно выполняет творческие задания, уверенно берется за любую работу и пишет исследовательские работы.
               В 3 и 4 классах в конце года проводим мероприятие, которое называется «Защита творческих проектов». По собственному замыслу учащиеся мастерят свою любимую игрушку или поделку. Они описывают свою работу на альбомных листочках, а многие учащиеся печатают. При защите своего проекта, учащиеся рассказывают: какие материалы использовали в работе, как выполняли работу и чего добились,  сочиняют в стихах рекламу.
       В 3 классе учимся рассказывать, защиту организуем только для своих учащихся. Здесь они высказывают свои мысли, дополняют ответы учащихся, видят небольшие недочеты, помогают их искоренять. А в 4 классе на мероприятие уже приглашаются родители, учителя и выбирается жюри, которое определяют победителей по номинациям. Мероприятие начинается  с сценария, где ребята рассказывают об инструментах, напоминают правила безопасности при работе с разными инструментами. Дети читают стихи о труде, о предмете технологии, прославляют мастеров и художников и делают выводы о том, что проекты надо составлять и  в реальность воплощать свои мечты.
        В одном выпуске у ребят было большое желание создавать необычные и яркие поделки. Они относились серьезно к урокам технологии и дома старались мастерить и создавать вещи. Тут пришла мысль: организовать  кружок «Веселый фантик». Материал бесплатный, его много и он яркий,  красивый, да и параллельно формируется экологическое воспитание. Сначала создавали небольшие изделия: корзиночки, карандашницы, вазы, кружки. Затем стали создавать более сложные изделия – это коврики, автомобили, комплект шашек с игральной доской, домики, куклы и другие вещи.                                                                                                           Наши библиотечные работники при встрече с библиотекарями города Ижевска случайно завели разговор о том, что в Сюмсинской школе ведется кружок «Веселый фантик». Заведующая библиотекой имени Азина города Ижевска, Нина Петровна очень заинтересовалась, какие же поделки можно изготовить из фантиков? Она пригласила корреспондента телевидения Светлану Леонидовну,  и они приехали к нам в Сюмси. Нас сняли на занятии кружка, поиграли в шашки. Даже взрослым так понравилось играть, что их  переполняли эмоции, шутили, смеялись и настойчиво боролись за победу. Два раза приняли участие в выставке в библиотеке имени Азина города Ижевска. Отзывы в тетрадях.
        Приняли участие в конкурсе «Русская игрушка». Аня Обухова заняла 1 место и она была отмечена футболкой и фуражкой с логотипом «Единая Россия». Руководители поблагодарили единственного мальчика, принявшего участие в этом конкурсе – это Тимофеев Даниил.
             Участие детей в районном национальном фестивале «Кукла в диалоге культур», проводимого в рамках Дней удмуртской культуры, отмечен сертификатом.
          Семь раз приняли участие во Всероссийском конкурсе «Экология. Творчество. Дети». Отмечены наши работы дипломами и почетными грамотами.
          Каждый год принимаем участие в районной выставке «Зеркало природы». Отмечены наши работы благодарственными письмами, дипломами, похвальными листами  от районного ЦДТ и от республиканского экологического центра.
           Поскольку мир вещей возникает из мира Природы и существует рядом  с ней, наши внеклассные занятия побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих  двух миров, о способах их существования. В природе красиво, мудро, сложно – и вместе с тем хрупко и не защищено перед лицом неразумного и самоуверенного человека. В лесу создаем поделки, которые близки живой природе. Изготовляем кормушки для птиц и, конечно, кормим их. Каждый год участвуем на научно – практической конференции исследовательских работ.
          Благотворительный  фонд «Благодар» города Ижевска отмечает, что работы, представленные на конкурс «Моя будущая профессия», отличаются творческим подходом и оригинальностью, что говорит об огромной работе, Вами с детьми, и вашем педагогическом мастерстве.
      Такие слова, конечно, воодушевляют каждого педагога на творческую деятельность. Перспективы на будущее есть. Создали с учащимися «Азбуку 1 Б», привлекли  к работе родителей. Собираем материал для создания сборника «Вкусная азбука». В настоящее время огромное внимание уделяется здоровому образу жизни и тут немаловажное значение имеет правильное питание, поэтому решили нашу азбуку так назвать. В будущем будем создавать сборники собственного сочинения, посвященные временам года, определенным праздникам, о своем родном селе. Самая большая мечта: оформить  брошюру с фотографиями и со стихами о каждой созданной вещи из фантиков.   Изделия из фантиков будем совершенствовать. Собираем материал, чтобы изготовить комплект шашек с игральной доской  и послать в детский дом. На день пожилых людей готовить разные изделия и дарить. Пожилые люди очень благодарны вниманию детей. Многие взрослые очень хотели иметь лапти в своей коллекции, но это такая сложная работа, что дети их не могут создавать, а у меня не хватает времени. Многие вещи создаем вместе с первоклассниками и второклассниками: дети готовят полоски, а я их сшиваю. В 3 и 4 классах дети сами изготовляют свои выдуманные изделия.
              «Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приучить их к хорошему делу. Чтобы стали они сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму», - сказал Лев Кассиль.
       Каждой вещи, созданной своими руками из фантиков, я радуюсь как маленький ребенок. У ребят большое желание первое изделие подарить своей маме, для этого они стараются, прилагают всю энергию и фантазию.
   Рукотворный мир  от мира природы – к миру вещей пусть будет твореньем  рук – души твореньем каждого ребенка и взрослого.  




Литература
 Н. М. Канышева. Технология 2, 3 классы.
Э.К Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала.

              Радость труда – радость познания.


         В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающий широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Каждый ребенок должен будет выбрать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т. д. В своей трудовой деятельности ребенок (как вы сейчас, если хотите быть конкурентноспособными)  должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них. И вряд ли нашим детям удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если удастся, то придется постоянно усовершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него. Чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать. Устанавливать связи, делать умозаключения. Каждый ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться больших проблемных ситуаций, получить опыт их решения. Развить в себе любознательность, потребность в познании.
          «Мир построен на силе чисел», - сказал Пифагор. Задачи, логические игры, ребусы, веселые стихи, загадки, скороговорки, пословицы не просто связаны с числом, но и развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память. Закладывает основы творчества. Занятия с математикой, а тем более с малышами не должны быть сухими, скучными и сводиться только лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть эти занятия станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.
Пример. Родитель с ребенком идут, общаются, но это общение сухое. Сосчитают дети количество предметов и рады. А вот в них нет творчества, фантазии, игры. Творчество: составить задачу, сосчитать фигуры, сравнить: каких предметов больше, а каких меньше и почему?  Придумать сказочных героев, придумать их действие, сочинить сказку, счет  превратить в игру; похлопать, подпрыгнуть, собрать геометрические фигуры, сочинить стишок, играть в слова – рифмы, в скороговорки, в путаницу, в заклички, в страшилки.
             Все малыши хотят учиться. Вспомните, какими они приходят в первый  класс, как они гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут.
           Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.
           Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, и все чаще сквозят на лице безразличие и скука. А ведь первая ступенька обучения самая важная.
           Что же случилось? В чем дело? Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний?
           Все начинается с первых дней, с первых огорчений. Многие даже не предполагали, что учиться нелегко. Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Не все приучены жить в коллективе, считаться с товарищами. Нелегко бывает до конца довести начатое дело. Не у всех сформирована познавательная активность, а потому не все понимают, для чего они учатся.
         Природная детская импульсивность, оказывается, тоже может помешать успехам в учебе. То грязно напишут, то забудут, что и как сказать, то не выполнят задание. То не услышат учителя, а то и просто захотят поболтать с другом.
         Учеба – это труд, а не развлечение. Да, бесспорно «труд» и «трудный» -слова  родственные. Труд должен быть трудным, надо требовать от ребенка постоянного напряжения сил – тогда можно понять, почувствовать радость труда, радость познания. Но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания.
                      А что дома?
       Увы, порой то же самое непонимание: « А – а – а, не стараешься?  Не хочешь? Мы, может, тоже не хотим на работу ходить, но надо: это наш долг, наша обязанность!»
           Правы ли мы? Поможет ли жесткий нажим взрослых воспитать чувство долга при недостаточно укрепившейся у ребенка познавательной активности? Нередко родители, пользуясь своей властью, заставляют маленького школьника по нескольку раз переписывать одно и тоже, насильно читать, писать, наказывают трудом за кажущуюся лень. Так желание учиться может совсем пропасть.
            Как сохранить огонек пытливости, жажды знаний? Конечно, возможно. Изменение стиля общения – не бояться быть добрым, ласковым с детьми, твердая ориентация на игру как средство, метод, форму организации учебно – воспитательной деятельности маленьких детей.
           Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.
            Рассказы, стихи, сказки, задачи, загадки, логические игры. Ребусы, веселые стихи. Скороговорки, пословицы и поговорки развивают речь ребенка, обогащают словарный запас, тренируют внимание. Память. закладывают основы творчества.
      Чему можно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять полученные результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлены уроки математики. Все олимпиадные задания и кружки. Для ведения кружков учитель пишет свою программу. Программа направлена на развитие мыслительных операций.
           Дети должны :
- Уметь в простейших случаях продолжить заданную закономерность, найти нарушение закономерности.
- Уметь объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупности с помощью составленных пар.
- Ориентироваться в пространстве: вправо, влево, вверху, внизу, правом левом углу, ниже – выше, шире – уже, близко – далеко.
 - Времена года: осень, зима, весна, лето, признаки.
- Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, прямая, луч и т. д.
            Самые большие трудности, доставляющие много огорчений, - это уроки письма. Нужно каждый день осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются, и как тут ухитриться за 2 – 2.5 месяца освоить написание 300 элементов? Начальный период обучения письму очень трудный и, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям. Дети пишут дома, в детском саду и если быть внимательными их письму, то можно заметить изъян в буквах или в почерке в целом следует рассматривать как сигнал тревоги. Некоторые виды детского почерка действительно сводятся к ряду нескончаемых «палок», «забору», где нет связок и закруглений, стоят обособленно друг от друга. Ребенок с таким почерком тратит много энергии, чтобы писать быстро. Ибо ему нужно как – то компенсировать отсутствие связок между буквами. Надо в этом случае быть особо внимательными, если это становится правилом и почерк превращается в «скелет». Это говорит об одиночестве, отверженности, отрицание. Ребенок отделяется от от своего окружения, его гордость не дает ему рассказать о том, что мешает ему, или же о том, в чем он нуждается.
Если ребенок пишет массой завитушек и украшений в какой – то степени это повод для беспокойства. Завитушки и украшения должны по мнению ребенка, улучшать написанное. Он добавляет к буквам детали, потому что хочет привлечь внимание. Ничто не бывает просто так у детей. Такая излишняя манерность письма говорит о том, что ребенок боится одиночества, безразличия, или же о том, что, как ему кажется вытеснен из родительского сердца младшим братом или сестрой. Прилежным почерком пишет, как правило, примерный и нешаловливый ребенок, который имеет всегда отличные отметки и восторженные отзывы учителей и воспитателей.
 Мелкий, твердый, решительный почерк совсем не похож на « примерный». Ребенок с таким почерком – чаще собранный, сконцентрировавшийся на себе, проявляется часто как волевая личность. У него будет решительный характер. Когда расстояние между буквами сходит на нет и когда две части одной буквы ( например и) кажется вот – вот склеятся, можно говорить о некотором страхе, недоверчивой боязни, о напуганности и скрытости.
Конечно, почерк, без сомнения отражает характер человека. Работая над почерком, рисунком мы можем содействовать формированию характера. Обучение письму, рисунку должно стать частью эстетического воспитания, способом постижения прекрасного. Такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому человеку своим трудом, - все это возможно успехом формировать в процессе обучения письму, рисунку, при выполнении аппликаций.
      Эмоционально – творческое настроение и эстетическое чувство у школьников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость встреч с окружающим миром, побуждает желание выразить свои чувства и переживания  в рисунках. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.
       Случается, что детей не заставишь читать стихотворение, а если попросишь, то они читают. Не вникая в суть стихотворения, не понимая его смысла, не видя красоты описания природы. В таких случаях нужно чаще вместе с детьми делать выходы на природу – в поход за ягодами. За грибами в лес. Дети при этом оставляют себе яркие воспоминания. Придя домой после встречи с природой. Ребенок может захотеть нарисовать то, что он видел, написать об этом, сложить стихотворение.
   « Чтение – окно в мир познания».
 Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать. Привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребенка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
 Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно помнить 6 правил:
 1 правило. Хотите, чтобы ваш ребенок читал, - читайте сами.
 2 правило. Совершите путешествие в мир книги (поход на рынок замените походом в магазин « Книги»)
  3 правило. Читайте вместе с ребенком каждый день.
  4 правило. Никогда не заменяйте книгу мультфильмом.
  5 правило. Свяжите круг интересов вашего ребенка с чтением.
  6 правило. Читайте всегда. Когда у вас есть свободное время.
                                                                      переживай
     Помните по три                       П            представляй
                                                                      понимай
   Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему   сделать.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Трудность рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем.


1 комментарий:

  1. Спасибо за теоретический и практический материалы:и полезно,и интересно!

    ОтветитьУдалить